Среда, 25.06.2025, 16:46
Филиал ГАПОУ ШТТ п. Тюльган Оренбугской области
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Баннеры
============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ==============================

ГБОУ НПО ПУ № 9

пос. Тюльган оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:  С.П.Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Тюльган

2012 г.

         Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения.

            В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.

            О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. До н.э.), Гиппократ (IV-V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

            Теоретические подходы к решению проблем здоровья учащегося содержатся в трудах В.Г.Белинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности личности.

            В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П.Боткин, В.Я.Мудров, А.М.Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии.

            В 70-80-е гг. ХХ в. многоплановый анализ здорового образа жизни приведен в трудах философов (А.П.Бутенко, В.Б.Капустин, М.Н.Руткевич, В.И.Столяров), социологов (В.В.Бовкун, И.М.Быховская, А.В.Лисовский, Л.Я.Рубина, П.Х.Титма), медиков (Н.М.Амосов, В.Е.Апарин, И.И.Брехман, А.И.Киколов, Ю.П.Лисицин, В.П.Петленко), психологов и педагогов (М.Я.Виленский, В.А.Сластенин)

            Многие дети теряют свое здоровье за период школьного обучения. По данным Бюро медицинской статистики РФ, дети до 14 лет страдают заболеваниями носоглотки (30%); у них выявлены понижение остроты зрения и слуха (5,48%), недостаточность питания (3,8%), нарушение осанки (сколиоз) (2,4%) и др. Острые респираторные, вирусные инфекции провоцируют формирование хронических патологий (тонзиллиты, аденоидиты) и приводят к быстрому утомлению учащегося в процессе учебной работы, нарушают комфортность, порождают дисгармонию в отношениях человека с самим собой и окружающим миром.

            Такую ситуацию можно объяснить прежде всего нездоровым образом жизни семей, несбалансированным питанием детей, перегрузками организма, отсутствием рационального режима труда и отдыха. Однако педагоги и организаторы образования не всегда понимают значение здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования. Поэтому одной из важных проблем остается формирование у учащихся умения вести здоровый образ жизни.

            В восприятии и оценке родителей эта проблема выступает как своеобразный запрос к педагогам. Более 60% родителей считают, что их ребенок должен расти и развиваться в благоприятной среде, способствующей сохранению его здоровья и комфортному самочувствию.

            Чтобы хорошо учиться и успешно преодолевать трудности жизни, ребенок должен быть, прежде всего, здоров. Формирование его целостного «Я», неотъемлемой частью которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе обучения. Здоровье станет содержанием и нормативным результатом образования, которое можно обозначить как здоровьесберегающее.

            Таким образом, в современных условиях важная педагогическая проблема образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам.

            Однако обучить подростка умению успешно строить жизненно важные отношения, помочь ему жить в гармонии с собой, развить способности без потерь в здоровье осваивать сложные обучающие курсы учитель не всегда способен. Хотя, как известно, здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного примера родителей и учителей, ведущих здоровый образ жизни.

            Решение проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом осмыслении социальной валеологии в процессе организации обучения.

            Этим занимается педагогика здоровья – наука о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни.

            Учителя используют межпредметные связи, помогающие расширить знания и умения учащихся в самопреобразовании своей валеологической грамотности, а у самих учащихся на этой основе формируется устойчивая потребность в здоровом образе жизни и активной деятельности по укреплению собственного здоровья.

            Укрепление здоровья населения страны и отдельно взятого человека – комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от училища, его грамотного взаимодействия с семьей.

            Именно училищу предоставляется возможность решать нравственные, валеологические и социальные проблемы.

            Основными из этих проблем являются:

·        Сохранение здоровья и психики ребенка, формирующихся в условиях огромного потока информации, стрессов, экологической несовместимости природы человека и научно-технического прогресса;

·        Создание благоприятных условий для деятельности самого учащегося, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической (управление движениями и функциональными возможностями организма), психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями), интеллектуальной (управление своим мышлением).

 

«О если бы молодость знала, о, если бы старость могла»

 

            Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия

            Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.

            Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для  всех внутренних органов создаются наиболее благоприятные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна для здоровья, работоспособности, внешнего вида. Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, что приводит к недостаточному снабжению организма кислородом, вызывает повышенную утомляемость и раздражительность. Расслабленность (а затем и слабость) мышц живота приводят к смещению органов брюшной полости, застойным явлениям в желчном пузыре и кишечнике.

            Наиболее известным нарушением осанки является сутулость. При ней шейный изгиб позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги нередко согнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Бывают отдельные нарушения в различных частях тела: так называемые «крыловидные» (т.е. слишком отстающие от туловища) лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же чрезмерная их сведенность вперед и т.д.

            Различают три степени нарушений осанки. При нарушении осанки первой степени наблюдаются лишь нестойкие изменения осанки – отклонения, исчезающие в положении прямой стойки. При нарушении осанки второй степени наблюдаются устойчивые нарушения, не исчезающие при изменениях положения тела. При нарушении осанки третьей степени наблюдаются закрепившиеся нарушения, связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костно-связочной системе; для исправления последних требуются длительные и систематические занятия лечебной гимнастикой.

            Средствами воспитания правильной осанки являются физические упражнения и постоянный контроль за соблюдением правильной позы во время еды, сна, в процессе приготовления заданий, во время трудовой деятельности, на прогулке.

            Для предотвращения нарушений осанки следует соблюдать ряд гигиенических правил. Занятия физическими упражнениями следует начинать с наиболее легких и простых движений, постепенно переходя к более трудным и сложным. При этом в работу поочередно должны вовлекаться все группы мышц рук и ног, спины. Все движения нужно выполнять одинаковое количество раз в обе стороны, чтобы развитие тела происходило равномерно, не возникало каких-либо асимметрий. В перерыве между упражнениями следует стараться как можно лучше расслабить мышцы. При выполнении упражнений, относительно редко встречающихся в повседневной жизни (вращения, повороты, глубокие наклоны), сначала следует выполнить движение в полном объеме без большого напряжения, осторожно, так как резкое движение может привести к растяжению связок, надрыву мышц, и лишь затем можно осуществлять движение в полном объеме и с полным усилием.

            При подъеме и переноске груза необходимо стоять устойчиво, равномерно распределять тяжесть на весь опорно-двигательный аппарат; поднимать груз следует с прямой спиной, избегая прогибов позвоночника, так как при этом нагрузка на межпозвоночные диски оказывается неравномерной, их внутренний край подвергается большему давлению и может произойти разрыв диска; держать груз следует близко к телу, а поднимать его нужно, используя силу ног; опасно поднимать груз одновременно с поворотом туловища. Следует учитывать, что и в обычной жизни различные части опорно-двигательного аппарата испытывают большую нагрузку. Например, когда человек с массой тела 75 кг наклоняется вперед до горизонтального положения верхней части туловища, нагрузка на позвонки поясничного отдела достигает 300 кг, если же он производит это движение с грузом 3050 кг, то нагрузка может достигать 700-800 кг.

            К сожалению, те или иные дефекты осанки наблюдаются у многих учащихся. Это происходит вследствие неправильного положения тела дома во время приготовления уроков, чтения, еды, отдыха, а также и в аудитории. Многие учащиеся сидят за партой неправильно – или опираясь о ее спинку только верхней частью спины, или слишком наклоняясь вперед, или изгибая туловище в сторону, чаще влево. Во время ответа некоторые учащиеся не стоят ровно, а пытаются опереться о парту или классную доску.

            Порою, плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка или юноши. Как это может быть? Дело в том, что некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Часто они вырабатывают такую манеру держаться после того, как начали посещать какую-либо спортивную секцию, особенно секцию борьбы. Они не понимают, что наилучшая манера держаться та, которая сочетает в себе полную свободу и непринужденность с подтянутостью и гибкостью: даже при расслабленном состоянии мышц человек должен выглядеть собранным. Движения должны быть не размашистыми, а экономными. Другим недостатком осанки является нарочитая небрежность, общая расслабленность и как бы вялость. Это тоже результат следования не лучшим образцам. Только здесь, видимо, предполагается не сила и мужество, а умудренность жизненным опытом, некая небрежность в восприятии окружающего, свойственная немолодым и уже несколько утомленным жизнью людям. И в том и в другом случае подросток, юноша выглядят комично.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz