ГБОУ НПО ПУ № 9
пос. Тюльган
оренбургской области
Преподаватель:
С.П.Михайлова
пос. Тюльган
2012 г.
Современные стрессовые, социальные,
экологические и психические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и
физическом здоровье подрастающего поколения.
В условиях общественной
неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить
свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы,
психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры
личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных
воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается
как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной
жизнедеятельности.
О связи здоровья с образом жизни
говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V
в. До н.э.), Гиппократ (IV-V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV
в. до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей зависят от
состояния их здоровья.
Теоретические
подходы к решению проблем здоровья учащегося содержатся в трудах
В.Г.Белинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского. Они
придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности
личности.
В
изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские
ученые XIX в. С.П.Боткин, В.Я.Мудров, А.М.Филомафитский,
заложившие основы педагогической валеологии.
В
70-80-е гг. ХХ в. многоплановый анализ здорового образа жизни приведен в трудах
философов (А.П.Бутенко, В.Б.Капустин, М.Н.Руткевич, В.И.Столяров), социологов
(В.В.Бовкун, И.М.Быховская, А.В.Лисовский, Л.Я.Рубина, П.Х.Титма), медиков
(Н.М.Амосов, В.Е.Апарин, И.И.Брехман, А.И.Киколов, Ю.П.Лисицин, В.П.Петленко),
психологов и педагогов (М.Я.Виленский, В.А.Сластенин)
Многие
дети теряют свое здоровье за период школьного обучения. По данным Бюро
медицинской статистики РФ, дети до 14 лет страдают заболеваниями носоглотки
(30%); у них выявлены понижение остроты зрения и слуха (5,48%), недостаточность
питания (3,8%), нарушение осанки (сколиоз) (2,4%) и др. Острые респираторные,
вирусные инфекции провоцируют формирование хронических патологий (тонзиллиты,
аденоидиты) и приводят к быстрому утомлению учащегося в процессе учебной
работы, нарушают комфортность, порождают дисгармонию в отношениях человека с
самим собой и окружающим миром.
Такую
ситуацию можно объяснить прежде всего нездоровым образом жизни семей,
несбалансированным питанием детей, перегрузками организма, отсутствием
рационального режима труда и отдыха. Однако педагоги и организаторы образования
не всегда понимают значение здорового образа жизни как обязательного и
непосредственного результата образования. Поэтому одной из важных проблем
остается формирование у учащихся умения вести здоровый образ жизни.
В
восприятии и оценке родителей эта проблема выступает как своеобразный запрос к
педагогам. Более 60% родителей считают, что их ребенок должен расти и
развиваться в благоприятной среде, способствующей сохранению его здоровья и
комфортному самочувствию.
Чтобы
хорошо учиться и успешно преодолевать трудности жизни, ребенок должен быть,
прежде всего, здоров. Формирование его целостного «Я», неотъемлемой частью
которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе
обучения. Здоровье станет содержанием и нормативным результатом образования,
которое можно обозначить как здоровьесберегающее.
Таким
образом, в современных условиях важная педагогическая проблема образования
состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть
здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в
естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его
неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического
развития, противостоять жизненным стрессам.
Однако
обучить подростка умению успешно строить жизненно важные отношения, помочь ему
жить в гармонии с собой, развить способности без потерь в здоровье осваивать
сложные обучающие курсы учитель не всегда способен. Хотя, как известно,
здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного
примера родителей и учителей, ведущих здоровый образ жизни.
Решение
проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом
осмыслении социальной валеологии в процессе организации обучения.
Этим
занимается педагогика здоровья – наука о воспитании и обучении человека
здоровому образу жизни.
Учителя
используют межпредметные связи, помогающие расширить знания и умения учащихся в
самопреобразовании своей валеологической грамотности, а у самих учащихся на
этой основе формируется устойчивая потребность в здоровом образе жизни и
активной деятельности по укреплению собственного здоровья.
Укрепление
здоровья населения страны и отдельно взятого человека – комплексная проблема,
решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от
училища, его грамотного взаимодействия с семьей.
Именно
училищу предоставляется возможность решать нравственные, валеологические и
социальные проблемы.
Основными
из этих проблем являются:
·
Сохранение
здоровья и психики ребенка, формирующихся в условиях огромного потока
информации, стрессов, экологической несовместимости природы человека и
научно-технического прогресса;
·
Создание
благоприятных условий для деятельности самого учащегося, направленной на
саморазвитие культуры здоровья как культуры физической (управление движениями и
функциональными возможностями организма), психологической (управление своими
ощущениями и внутренними состояниями), интеллектуальной (управление своим
мышлением).
«О если бы молодость знала, о, если бы старость
могла»
Здоровье
– одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и
долголетия
Здоровье
– совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые
являются основой его долголетия необходимым условием для осуществления его
творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания
крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Важной
задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка
– это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных
положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и
туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи
развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты,
грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально,
ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна
потому, что при ней для всех внутренних
органов создаются наиболее благоприятные условия функционирования, а движения
человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив,
неправильная осанка вредна для здоровья, работоспособности, внешнего вида.
Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, что
приводит к недостаточному снабжению организма кислородом, вызывает повышенную
утомляемость и раздражительность. Расслабленность (а затем и слабость) мышц
живота приводят к смещению органов брюшной полости, застойным явлениям в
желчном пузыре и кишечнике.
Наиболее
известным нарушением осанки является сутулость. При ней шейный изгиб
позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены
вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги нередко согнуты в
коленях, руки висят вдоль туловища. Бывают отдельные нарушения в различных
частях тела: так называемые «крыловидные» (т.е. слишком отстающие от туловища)
лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же
чрезмерная их сведенность вперед и т.д.
Различают
три степени нарушений осанки. При нарушении осанки первой степени наблюдаются
лишь нестойкие изменения осанки – отклонения, исчезающие в положении прямой
стойки. При нарушении осанки второй степени наблюдаются устойчивые нарушения,
не исчезающие при изменениях положения тела. При нарушении осанки третьей
степени наблюдаются закрепившиеся нарушения, связанные с изменениями не только
в мышечной, но и в костно-связочной системе; для исправления последних
требуются длительные и систематические занятия лечебной гимнастикой.
Средствами
воспитания правильной осанки являются физические упражнения и постоянный
контроль за соблюдением правильной позы во время еды, сна, в процессе
приготовления заданий, во время трудовой деятельности, на прогулке.
Для
предотвращения нарушений осанки следует соблюдать ряд гигиенических правил.
Занятия физическими упражнениями следует начинать с наиболее легких и простых
движений, постепенно переходя к более трудным и сложным. При этом в работу
поочередно должны вовлекаться все группы мышц рук и ног, спины. Все движения
нужно выполнять одинаковое количество раз в обе стороны, чтобы развитие тела
происходило равномерно, не возникало каких-либо асимметрий. В перерыве между
упражнениями следует стараться как можно лучше расслабить мышцы. При выполнении
упражнений, относительно редко встречающихся в повседневной жизни (вращения,
повороты, глубокие наклоны), сначала следует выполнить движение в полном объеме
без большого напряжения, осторожно, так как резкое движение может привести к
растяжению связок, надрыву мышц, и лишь затем можно осуществлять движение в
полном объеме и с полным усилием.
При
подъеме и переноске груза необходимо стоять устойчиво, равномерно распределять
тяжесть на весь опорно-двигательный аппарат; поднимать груз следует с прямой
спиной, избегая прогибов позвоночника, так как при этом нагрузка на
межпозвоночные диски оказывается неравномерной, их внутренний край подвергается
большему давлению и может произойти разрыв диска; держать груз следует близко к
телу, а поднимать его нужно, используя силу ног; опасно поднимать груз
одновременно с поворотом туловища. Следует учитывать, что и в обычной жизни
различные части опорно-двигательного аппарата испытывают большую нагрузку.
Например, когда человек с массой тела 75 кг наклоняется вперед до
горизонтального положения верхней части туловища, нагрузка на позвонки
поясничного отдела достигает 300 кг, если же он производит это движение с
грузом 3050 кг, то нагрузка может достигать 700-800 кг.
К
сожалению, те или иные дефекты осанки наблюдаются у многих учащихся. Это
происходит вследствие неправильного положения тела дома во время приготовления
уроков, чтения, еды, отдыха, а также и в аудитории. Многие учащиеся сидят за
партой неправильно – или опираясь о ее спинку только верхней частью спины, или
слишком наклоняясь вперед, или изгибая туловище в сторону, чаще влево. Во время
ответа некоторые учащиеся не стоят ровно, а пытаются опереться о парту или
классную доску.
Порою,
плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка или юноши.
Как это может быть? Дело в том, что некоторым из них кажется, что широко
расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и
мужества. Часто они вырабатывают такую манеру держаться после того, как начали
посещать какую-либо спортивную секцию, особенно секцию борьбы. Они не понимают,
что наилучшая манера держаться та, которая сочетает в себе полную свободу и
непринужденность с подтянутостью и гибкостью: даже при расслабленном состоянии
мышц человек должен выглядеть собранным. Движения должны быть не размашистыми,
а экономными. Другим недостатком осанки является нарочитая небрежность, общая
расслабленность и как бы вялость. Это тоже результат следования не лучшим
образцам. Только здесь, видимо, предполагается не сила и мужество, а
умудренность жизненным опытом, некая небрежность в восприятии окружающего,
свойственная немолодым и уже несколько утомленным жизнью людям. И в том и в
другом случае подросток, юноша выглядят комично.