Разработка урока на тему:
«Проблема
происхождения человека»
Урок для учащихся 1-ых курсов.
Тип урока — изучение нового материала
(информационные технологии).
Оборудование — учебник «Всемирная история с др.
времен до конца XIX века» Н.В. Загладин,
компьютер, интер.доска, презентация (приложение №2)
Цели:
1. дать характеристику различным толкованиям происходжения человека;
2. сформировать представления об изучаемом курсе
3. развить умение работать с учебником, грамотно
отвечать на вопросы и ориентироваться в теме.
Ход урока:
I Орг. момент
Цель – мотивировать
учащихся на активную работу во время урока.
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами поговорим о проблеме происхождения человека – антропогенезе.
Антропогенез – историческое развитие человека.
Проблема антропогенеза относится к числу сложнейших естественнонаучных и
философских проблем.
Биологический аспект проблемы является в происхождении
и эволюции рода Ноmо, в определении
места человека разумного в животном мире, т.е. речь идет об эволюции человека
как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.
Философская сторона проблемы состоит в возникновении
качественно нового существа в истории органического мира – человека мыслящего,
наделенного сознанием и речью, в появлении социальных институтов: труда,
общественного производства, общества со всеми присущими ему атрибутами.
II Изучение нового
материала.
План:
1. Теории происхождения человека
2. Характеристика науки, изучающая проблему
человечества
3. Эволюция человека
Учитель: Проблеме
происхождения человека всегда уделялось пристальное внимание. На разных этапах
становление человеческого общества и у разных народов этот вопрос
рассматривался по-разному.
Происхождение человека всегда рассматривалось, с
двух взаимоисключающихся позиций: как результат сверхъестественного,
Божественного, космического начала и как результат эволюционного развития живой
природы.
Выступления
учащихся: (слайд 4)
- Божественная теория происхождения человека;
- Теория сверхъестественного происхождения
Учитель:
Антропогенные изменения происходили по мере роста
численности человечества, расширения территории его расселения и увеличения
активности хозяйственной деятельности.
Выделяют 3 проблемы: (слайд 3)
1) Происхождение человека как вида, место и
хронология этого явления;
2) Расогенез — изучение причин и процессов
расово-генетических различий.
3) Процесс изменений орудий труда.
В советской науке, естественно господствовал
эволюционный взгляд на появление человека. Еще в XVII в.
ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира,
рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его
происхождении от древнейших человекоподобных обезьян. Такой взгляд появился не
случайно, т. к. был накоплен значительный научный материал, доказывающий
биологическое сходство строения организма человека с организмом животного.
Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде
«Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) доказал, что человек
произошел от древних человекоподобных обезьян третичного периода.
Когда появился труд Ч. Дарвина наука не располагала
еще достоверными знаниями, однако в 1891 г. на о. Ява были обнаружены остатки
скелета ископаемого человека, названного питекантропом (обезьяночеловек) (слайд
7). В 1907 г. в Германии нашли челюсть другого ископаемого человека, названного
гейдельбергским (слайд 8). Кости более чем сорока особей древних людей —
синантропов были обнаружены в ходе многолетних раскопок в Китае, недалеко от
Пекина. (слайд 9)
Учащиеся записывают определение антропогенный период в
тетрадь.
Антропогенный
период
– период в истории от возникновения человека до современности. (слайд 10)
Учитель: Ученым давно не
удавалось обнаружить ископаемые остатки древнейших человекоподобных обезьян,
которые ближе всего стояли бы к питекантропам. Только в XIX веке были найдены их остатки. Они были обнаружены в
разных местах средиземноморья, Африки, Юго-Восточной и Передней Азии. Появление
человека как вида, объяснялось так. В результате похолодания сократились
области тропической растительности, стало больше степей, открытых пространств.
Некоторые высокоразвитые обезьяны приспособились к этим новым условиям, что
привело к естественному изменению их образа жизни; другие же виды навсегда остались,
привязаны к тропическому лесу и, надо полагать, дали начало современным
человекообразным обезьянам.
За последние 100 лет в разных местах земного шара,
исключая Африку, были обнаружены сотни останков ископаемых людей, стоявших на разных
ступенях развития.
3 стадии развития человека: (слайд 11)
-
древнейшие люди — архантропы;
-
первобытные люди — палеоантропы;
-
современный человек.
Вопрос о прародине человека можно считать до конца
не решенным. т. к. наука постоянно развивается. В науке рассматривается в
основном 2 центра происхождения человека:
- азиатский
- африканский
Далее мы с вами должны заполнить таблицу: (Слайд 12) Учащиеся самостоятельно заполняют
таблицу по рассказу учителя.
Число
лет |
Форма
людей |
Объем
головного мозга см.куб. |
Рост
см. |
Основные
черты развития |
27 (до 40) — 12 млн.
лет до н.э. |
Дриопитеки |
|
|
|
4-5 до 1 млн лет до
н.э. |
Австралопитеки |
|
|
|
800-300 тыс лет до
н.э. |
Архантропы |
|
|
|
70-45
тыс. лет до н.э. |
Палеоантропы |
|
|
|
С
40-30 тыс до н.э. |
Homo sapiens — кроманьонец —
человек умелый |
|
|
|
III. Закрепление
изученного материала.
Учитель:
Сегодня мы с вами рассмотрели различные теории
происхождения человека. Какая теория вам
наиболее близка?
Ответы учащихся.
IV. Домашнее
задание