Среда, 25.06.2025, 10:46
Филиал ГАПОУ ШТТ п. Тюльган Оренбугской области
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Баннеры
============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ==============================

Открытый урок «Образование СССР»

(личностно-ориентированные технологии обучения, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии)

 

Эпиграф урока:

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

(М. Горький)

                  Тип урока – изучение нового материала.

                  Цель урока:

-  охарактеризовать предпосылки и национально-государственные принципы, которые легли в основу создания СССР;

-  раскрыть основные этапы создания национально-государственных устройств на территории бывшей Российской империи;

-   выяснить значение образования СССР.

Задачи урока:

Содействовать развитию мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, развитию умений выделять главное в познавательном объекте, совершенствованию навыков самостоятельной работы с историческим документом;

Способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Оборудование:

презентация (Приложение № 3);

компьютер;

интерактивная доска;

историческая карта «Образование СССР»

Ход урока:

I.                                          Орг. момент.

Цель – мотивировать учащихся на активную работу во время урока.

Союз Советских Социалистических Республик – так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события.

Предлагаю вам самостоятельно сформулировать цель нашего урока и предложить пути ее достижения. (учащиеся самостоятельно формируют цель урока)

II.                                       Изучение нового материала

План:

1.                            Предпосылки образования СССР.

2.                            Проекты объединения.

3.                            Принципы устройства нового государства.

Предпосылки образования СССР. (слайд 2)

Учитель: После окончания Гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующем образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики:

- РСФСР;

- Украина;

- Белоруссия;

- Азейбарджан;

- Грузия;

- Армения;

- Дальневосточная республика и две среднеазиатские «народные республики» - Хорезмская и Бухарская.

Прибалтийские страны – Латвия, Литва, Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния.

В каждой республике были свои органы власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входивших в состав единой РКП(б). они считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели – построения социалистического общества.

К государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость районов.

Объединение имело и внешнеполитическую причину – необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения.

Учитель: Запишите предпосылки объединения СССР себе в тетрадь.

1.            Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками

2.            Стремление к единой внешней безопасности республик

3.            Международная изоляция

Проекты объединения. (слайд 3)

Выступление 1-го учащегося: в большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула проект подготовленный наркомом по делам национальностей И,В. Сталиным. Первый пункт этого документа гласил «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азейбарджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР…..»

Выступление 2-го учащегося: В.И. Ленин подверг «план автономизации»  резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждый республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза.

Физкультминутка на 2 минуты

Принципы устройства нового государства.

Учитель: Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) (слайд 4) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза.

К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала также Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов.

Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них.

Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек.

Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик:

РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)

Украинская ССР

Белорусская ССР

ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма.

Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, функции высших органов государственной власти.

Выступление учащегося:

31 января 1924 года. на втором Всесоюзном  съезде Советов была принята первая Конституция СССР. (слайд 7)

Учитель раздает каждому ученику распечатанную заранее Конституцию СССР, учащиеся вместе с учителем разбирают содержание Конституции.

Вопросы:

1.                                                    Назовите Высший орган власти по Конституции 1924 г.

2.                                                    Сравните органы государственной власти СССР и России

3.                                                    Какова структура конституции?

4.                                                    Какую роль коммунистической партии отвели в конституции?

5.                                                    Какова роль конституции в государстве?

                  Учитель оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, дает домашнее задание.

                  Домашнее задание: конспект.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz