Четверг, 26.06.2025, 01:08
Филиал ГАПОУ ШТТ п. Тюльган Оренбугской области
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Баннеры
============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ============================== ==============================

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В г. ОРЕНБУРГЕ

 

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

ТЕМА: «Личностно ориентированное  обучение»

 

 

              Выполнил: Мишин Е.В.

 

 

                       Руководитель:    Смирнов В.В.

 

Оренбург 2011г

 

 

План.

 

I. Введение (актуальность выбранной темы)

 

П. Основные положения технологии И.С.  Якиманской:

а)              теоретическое назначение концепции личностно ориентированного обучения;

б)             своеобразие парадигмы целей личностно ориентированного обучения;

в)              содержание личностно ориентированного обучения;

г)              конструирование учебного процесса в рамках личностно ориентированного обучения

д)             урок в системе личностно ориентирован­ного обучения (по И.С. Якиманской);

е)              диагностика уровня развития личности учащихся, ее особенности.

 

III.    Универсальность технологии личностно ориентированного обучения.

 

IV. Список использованной литературы.


Проблемы перестройки народного образования, обновление педагогического

мышления, преодоление трудностей и негативных явлений в школьной практике волнуют всех: и учителей, и родителей, и широкую общественность. Важно найти то главное направление, которое приведет к заметным результатам.

Прежде всего, это гуманизация всей системы народного образования, ориентируемая на развитие личности, выявление ее индивидуальных особенностей, создание условий для развития способностей. Это воспитание в процессе обучения, приобщение к культурным и духовным ценностям, обращение к проблемам, стоящим перед обществом.

Опыт показал, что многие пока не готовы к изменениям жизни психологически. Виной тому сложившаяся система формирования личности, которая приспосабливала человека к обстоятельствам жизни, учила мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила изменять жизнь, бороться с несправедливостью . Личностное в каждом человеке при величайшем многообразии индивидуальностей слишком долга было приглушено, активность поменялась стремлением выполнить чьи-то распоряжения. Послушание стало практиковаться как скромность, безумное подчинение как дисциплинированность. Пришедшая перестройка выявила комплекс новых проблем в экономике, культурной и общественной жизни. От индивидуальности зависят решение общественных проблем, производственных ситуаций, безопасность и даже существование человечества. Примером может служить чернобыльская трагедия, авария в Башкирии. Их первопричина - безответственность, привычная установка не подчинение приказу несформированность готовности к оперативности, принятию самостоятельных решении. Отсюда объективно возрастающий спрос на личность гармонично развитую, мыслящую, смелую, социально активную, открытую, творческую, принципиальную, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Именно поэтому актуальнейшая задача сегодняшнего дня - формирование такой личности. Она должна быть сформирована в каждом человеке, ибо личностью не рождаются, личностью становятся.

Поворот к личности, ее изучению, созданию условий для ее всемирного развития и активизации стал предметом более активных научных исследований, обсуждения на международных и всесоюзных творческих семинарах, научно-теоретических и научно-практических конференциях.

В связи с этим в настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который позволяет педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. На сегодняшний день таких моделей достаточно много. И в этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре Инновационных технологий, идей, школ, направлений.

Среди обширного арсенала образовательных технологий широкое распространение получила теория гуманизации процесса обучения. Именно развитие гуманистических тенденций в педагогической науке и практике изменило смысл современного обучения, позицию ученика и учителя. Обосновалась теория

личностно-ориентированного обучения как представление об абсолютной ценности личности, опирающееся на философские и психологические теории .личности.

В центре внимания личностно-ориентированного обучения уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна, на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Переход традиционного образования к.личностно-ориентированному вызывает немало вопросов, ставит ряд проблем, на которые пока еще нет достаточно обоснованных ответов ни у науки, ни у практики.

В чем специфика личностно ориентированного образования и каковы его функции по отношению к личностности. Как решается вопрос об управлении учебной деятельности школьников в системе личностно-ориентированного образования. Как связаны личностный и деятельный подходы в таком образовании. Какими должны быть его содержание, технологии, организационные формы. Поиск ответов на эти и другие вопросы позволил разработать парадигму личностно-ориентированного об- разования , основные положения которой апробируются.

Идея л/о образования проявляется сегодня на двух уровнях: обыденном и научном.С точки зрения первого личностный подход рассматривается как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности, ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Научное представление имеет разную концептуально-понятийную структуру в зависимости от того, в рамках предмета какой науки эта концепция рассматривается. Философия, к примеру, исследует личностный подход посредством категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога, игры как форм проявления личности. С позиций психологии концепция обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизмах образования личностного опыта. (Л,И. Анциферова, Гонсалес - Рей, В.В. Давыдов, Г.А. Ковалев, А.В. Петровский. И.Н, Семенов, С.Ю.Степанов, В.В. Столик, А.А. Тюков.)  В рамках же предмета дидактики мы рассматриваем личностный подход, включая категорию цели, содержание образования, методы обучения и входящие в них конкретные технологии, деятельность преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса.

Т.О. мы опираемся на фундаментальные дидактические исследования, раскрывающие природу педагогического знания (В.В. Краевский), целостность образовательного процесса (В.С. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), личностно развивающие функции обучения (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина,З.И. Васильева, В.В. Горшкова, Т.Н.Мальковская, А.П. Тряпицина ), сущность педагогической деятельности ( В.Н. Загвязинский, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин)

Теоретическое назначение концепции л/о обучения видится нам в раскрытии природы и условии реализации .личностно развивающих, функций образовательного процесса в определении целевых содержательных и процессуальных характеристик системы образования.

Своеобразие парадигмы целей личного обучения заключается в ориентации на свойства .личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Бондаревская уточняет, что ребенка необходимо рассматривать в трех измерениях - как существо природное, социальное и культурное. Она формирует цель обучения, как воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные все три его сущности. Это единство лежит на основе понимания образовательных процессов, обеспечивающих целостное развитие ребенка. Т.о л/о образование человека связано с основными его человеко образующими функциями, важнейшая из которых гуманитарная, ее суть состоит в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного здоровья и духовного смысла жизни, личной свободы, нравственности. Соответственно задачей обучения становится заложение в личность механизмов понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.

Не менее важной функцией является культуро созидательная, обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию обучения на воспитание человека культуры. Культуру нельзя иначе сохранить, как через человека. Задача обучения - заложить механизм культурной идентификации (установление связи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом).

Следующей важнейшей функцией обучения является функция социализации, т.е. обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, обучение должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

В.В. Сериков несколько по-иному трактует цели обучения. Он считает, что принятие личностной парадигмы существенно меняет понимание феномена цели. Традиционно она (цель) представлялась как некая модель личности, выражающая заказ социума и имеющая форму стандартов образованности и поведения. Такой подход противоречит личностной сущности обучения.

Самые совершенные ценности человеческого рода должны как бы заново родиться в ее опыте, иначе они просто не могут быть адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл. Цели деятельности вторичны по отношению к ее мотивации. Сериков говорит, что цель л/о обучения - создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. В качестве таких функций он выделяет следующие мотивации (принятие и  обоснование деятельности), опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизии (видение скрытых противоречий действительности), критики (в отношении излагаемых извне ценностей и норм), рефлексии (конструирование и удержание определенного образа я), смысл творчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - сути жизни), ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения), обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности), самореализации (стремление к признанию своего образа "Я" окружающими), обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям).

Полнота этих функций, представленность в деятельности субъектов учебного процесса могут свидетельствовать о том, что образовательный процесс достиг личностного уровня своего функционирования.

Активизация личностных функций должна обеспечиваться таким содержанием, которое способно колебать целостность личностного мировосприятия, иерархиюсмыслов. статус. В то же время необходимо включать в содержание еще эмоционально-ценностные, .личностные начала, которые неотделимы от самого процесса обучения с присущим ему межсубъективным общением (B.C. Ильин, М.С. Каган, И..Я. Лернер и др.)

Развивая это положение, В.В. Сериков исходит из того, что реально предстающие перед субъектом содержание складывается, из двух элементов: дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего в виде учебно-программных материалов: личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития. Е.В. Бондаревская содержание определяет, как направленность на удовлетворение экзистенциальных потребностей его бытия личного существования. Содержание л/о обучения должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Борщ ар ев скал считает, что содержание, по крайней мере, должно включать следующие обязательные компоненты: аксеологический (введение учащихся в мир ценностей), деятельностно-творческий (формирование способов деятельности; творческих способностей), личностный (обеспечение самопознания, развития рефлексивной способности, овладения способами саморегуляции,  самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции). Л/о содержание не может задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования. Всякая ценность будет иметь значимость для субъектов образовательного процесса, если представлена в виде задачи-коллизии, требующей сопоставления этой ценности с другими ценностями: в форме диалога, предполагающего исследование его смысла: путем имитации жизненной ситуации, позволяющей апробировать эту ценность в действии и общении с другими людьми. Т.о В.В. Сериков предлагает считать основой л/о обучения учебную ситуацию, которая не может вводится преднамеренно и не имеет заданного извне материала .

Вхождение учителя и ученика в л/о ситуацию предполагает своеобразную инверсию всех параметров обучения: то, что было внешним по отношению к их общению (цель, содержание учебного процесса и др.), становится внутренним стимулом, результатом интимного согласия и сотрудничества субъектов. Борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей здесь становятся осязаемым полем межличностного общения.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий:

1) представление элементов содержания в виде разноуровневых л/о задач (технология задачного подхода),

2)  усвоение в условиях диалога (технология учебного диалога),

3)   имитации социально-ролевых и пространствеино-времештых условий (технология имитационных игр.)

Триада "задач-диалог-игра" образует базовых технологический комплекс л/о обучения (В.В. Сериков). Е В. Бондаревская в качестве дополнения к диалоговой концепции обращает наше вшшание на основу технологии, которой является понимание и взаимопонимание. Также, уповая на то, что духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и проблемами жизни, Бондаревская предлагает уделить внимание педагогической помощи поддержке (технология индивидуальной поддержки). И.С. Якиманская в своей работе "Личностно - ориентир ованное обучение в современной школе", учитывая все вышеизложенное, выдвигает конкретные требования и к образовательной среде, с способствующей развитию и саморазвитию, и к проектированию образовательного процесса, и к разработке дидактического обеспечения процесса, и требования к уроку и деятельности учителя, стоящего на позиции личностно-ориентированного обучения. Опять же, все эти требования к методам и формам организации направлены лишь на развитиеи самоактуальности.

Какую же роль отводят учителю и уроку в обучении.

Ребенок-учитель-знание

Является «опосредователем», «окультивателем», переводчиком субективного опыта ученика на ступень научного знания. Эту задачу решает учитель на уроке с помощью всего класса. Конечно, работа учителя на уроке с субъективным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым распологают ученики по теме на уроке.

Соответственно, в этих условиях меняется и режиссура урока. Ученики не просто слушают рассказ учителя а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают все мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, точки зрения, выделив которые учитель начинает "отрабатывать" их с позиции своего предмета, дидактических целей. Он должен научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и.лично значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Такая работа может проводиться только на уроке, где задан жестко контекст и содержание беседы, но их передача организуется как "встреча" различного понимания этого содержания, носителем которого является не толь учитель, но и сами ученики. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть "творец" этого знания, участник его порождения.

Именно такой урок мы называем л/о. В ходе его учитель не просто ласков и внимателен к детям, а вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях

усваиваемое знание не отчуждено, не "обучено" (отчуждено), а становится личностно значимым.

Т.о урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе л/о обучения сущносно  меняется его функция, форма организации.

Открытым вопросом в теории, л/о обучения остается вопрос о диагностике. Естественно, что роль ее очень важна, т.к. именно диагностирование позволяет получить реальную и, по возможности, наглядную картину развития будущих событий. Педагогический диагноз - это наглядное отражение комплексного воздействия педагогических факторов. Каково же его назначение в л/о обучении?

В.В. Сериков говорит о том, что критерии оценок в настоящее время вырабатываются психологами, и уже есть некоторые наработки, что очень важно обучить диагностированию весь педагогический коллектив. Он также говорит, что была апробирована система педагогического мониторинга, которая позволила понять невозможность введения л/о обучения без автоматизированной системы обучения.

Е.В. Бондаревская считает, что в системе л/о обучения есть взаимодействие личностей, и в нем многое видно без специальной диагностики. И.С. Яниманская предлагает отслеживать развитие детей с момента приема их в школу, вести дневники наблюдении, следить за предметными предпочтениями детей и, наконец, выявить познавательный "профиль" ученика к 9 классу.

Обобщая все сказанное, хочется еще раз обратить внимание на универсальность требований к технологиям л/о обучения: диалогичность, деятельностно - творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, поведения. Значит любая педагогическая технология может стать личным образом, если будет отвечать указанным требованиям. Наверно, именно поэтому л/о технология имеет несколько подходов.

Опора на теоретические предпосылки каждого должны присутствовать в практике учителя, который стоит на позиции л/о обучения.

В своей работе - воспитании детей я поставил перед собой несколько важнейших задач первая из них - гуманный подход к воспитанию. Он ориентирован на развитие и саморазвитие личности. Главная ценность для преподавателя - ученик. Вместе с тем ученик должен осознавать, что основой воспитания собственного "я" - он сам. "Помочь ему узнать себя, сформировать ценностное отношение к себе и другим - одна из важнейших задач, которую я перед собой сл авлю. Ценностное отношение к себе и другим людям - основа психического и нравственного здоровья, одно из условии успешной самореализации жизненного самоопределения подрастающего человека.

В сфере педагогической практике, зачастую встречаются дети с заниженной самооценкой, в силу разных причин. Дети этой категории относятся к трудновоспитуемым подросткам именно такие дети находятся у меня в группе. Главное при работе с ними, управление процессом развития личности. Это развитие происходит прежде всего в учебно - познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в организации разнообразной, интересной жизни коллектива училища, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни учащегося.

Если в школах сохраняется тенденция к вытеснению учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педогогических усилии в ПУ, в вспомогательные школы, то мы же стараемся привлечь таких детей к учёбе, к общественной деятельности. Зачастую в среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учёбы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям. Одно из следствий бедственного положения таких учащихся - быстрый рост среди них правонарушений. Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены.

Для снижения преступности несовершеннолетних необходимо оздоровление социальной жизни подростков и их внутреннего мира подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформации в развитии подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах учащегося, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности. Моя помощь к таким детям может быть непосредственной (улучшение условий проживания и учёбы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и др.), или опосредованной (через работу с родителями, учителями, взрослыми, от которых зависит жизнь и

благополучие несовершеннолетнего). Я думаю, организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего, его семью. Основным звеном в этой работе являются родительские собрания, которые я провожу ежемесячно. Темы родительских собраний разнообразны. Например. "Каков Ваш ребенок?", "Подросток, характер, проблемы. "Неблагополучная семья порождает "малолетнего преступника" На всех этих встречах мною преследуется одна цель: ответственность родителей в воспитании подростка. Моя работа непосредственно с детьми заключается в следующем: проведение классных часов, участие в общеучилищных мероприятиях, индивидуальные беседы, организация досуга. На классных часах я провожу беседы на следующие темы: " Недопустимость правонарушений", "Наркомания знак беды", "О вреде алкоголя и табакокурения",

"СПИД угроза всему живому", "Как жить в ладу с собой и миром" и т.д. Базовыми компонентами в воспитании на этих классных часах являются воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной, здоровой личности. В индивидуальных беседах раскрывается личностный подход в воспитании, выявление интересов учащегося. Совместные занятия физической культурой, участие в спортивных мероприятиях, общетрудовая деятельность дисциплинирует ребят, делает их сплоченнее, способствует возникновению дружеских отношений между детьми, развивает чувство ответственности за себя и товарищей. В моей работе с трудновоспитуемыми подростками уже появляются положительные результаты. Большое количество учащихся группы принимает активное участие в спортивной, общественной и трудовой жизни училища. Меньше стало правонарушений, пропусков, неудовлетворительных оценок. Улучшилось взаимопонимание учащихся с родителями и друг с другом.


Список литературы

 

 

1.    

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz